Дополнительные обозначения

Дополнительные обозначения подшипников по ISO (условное обозначение по международным стандартам)

Знаки дополнительных обозначений (суффиксы) в системе ISO обычно проставляют справа от базового обозначения.

Обозначение подшипников согласно международной системе содержит цифровые и буквенные значения (как в базовых, так и в дополнительных обозначениях).

Например:

1) 6205 2RS

Базовое обозначение:

  • 62 –серия подшипника (шариковый радиальный);
  • 05- размер (диаметр отверстия).

Дополнительное обозначение:

  • 2RS- обозначение резинового уплотнения с двух сторон.

2) N 220 MB

Базовое обозначение:

  • N – серия подшипника (Однорядные радиальные роликоподшипники с цилиндрическими роликами);
  • 220- размер (диаметр отверстия).

Дополнительное обозначение:

  • MB – обозначение механически обработанного латунного сепаратора, центрированного по внутреннему кольцу.

Ниже представлены наиболее распространенные дополнительные обозначения, которые могут отображаться одним или комбинацией из нескольких знаков:

  • C1, C2, N, C3, C4, C5 – обозначение группы радиального зазора подшипника (цифры расположенные до нормального зазора (N) указывают на зазор меньше нормального, после N – больше нормального).
  • P6, P5, P4, Р2 – обозначение класса точности подшипника (указаны в порядке возрастания класса точности от низкого к высокому).
  • Q05, Q6, Q5, Q6 – обозначение уровня вибрации подшипника (чем меньше цифровое обозначение, тем меньше уровень вибрации).
  • S0, S1, S2, S3, S4 – обозначение уровня рабочей температуры подшипника (чем выше цифровое обозначение, тем выше рабочая температура).

Обозначения материалов деталей подшипника:

  • J – обозначение штампованного сепаратор из стального листа.
  • M – обозначение механически обработанного сепаратора из латуни.
  • MA – механически обработанный латунный сепаратор, центрированный по наружному кольцу.
  • MB – механически обработанный латунный сепаратор, центрированный по внутреннему кольцу.
  • A, B, C, D, E – обозначение  изменений или модификаций внутренней конструкции подшипника при неизменных основных размерах. Как правило, значение буквы привязано к определенному подшипнику или серии подшипника.
  • K – обозначение конического внутреннего отверстия.
  • N – обозначение канавки под стопорное кольцо на наружном кольце подшипника.
  • RS, 2RS, RS1, 2RS1 – обозначение контактного армированного или неармированного уплотнение из полиуретана или резины (с одной или с двух сторон (цифра 2))
  • Z, ZR, ZZ, 2Z – обозначение защитной шайбы из листовой стали (с одной или с двух сторон (цифра 2 или двойная ZZ))
  • W – обозначение радиального шарикоподшипника из нержавеющей стали.
  • W20 – три смазочных отверстия в наружном кольце.
  • W26 – шесть смазочных отверстий во внутреннем кольце.
  • W33 – обозначение наличия кольцевой канавки  и трех отверстий для смазывания в наружном кольце подшипника.

Обозначения спаренных подшипников по разным схемам:

  • DB – два однорядных радиальных шарикоподшипника , однорядных радиально-упорных шарикоподшипника или однорядных конических роликоподшипника, спаренные по О-образной схеме.
  • DF – два однорядных радиальных шарикоподшипника, однорядных радиально-упорных шарикоподшипника или однорядных конических роликоподшипника, спаренные по Х-образной схеме.
  • DG – два однорядных радиально-упорных шарикоподшипника, пригодные для монтажа по любой схеме (О-образно, Х-образно или тандемом).
  • DT – два однорядных радиальных шарикоподшипника, однорядных радиально-упорных шарикоподшипника или однорядных конических роликоподшипника, спаренных для монтажа по схеме тандем.

В некоторых случаях разными производителями могут применяться обозначения, которые отличаются от общепринятых. В таких случаях необходимо смотреть расшифровку обозначений по каталогу конкретного производителя.

Дополнительные обозначения подшипников по ГОСТ (условное обозначение по стандартам Украины)

Знаки, обозначающие дополнительные требования, проставляют справа и слева от основного обозначения подшипника.

Слева от основного обозначения проставляют знаки, определяющие класс точности, группу радиального зазора (располагают знаки справа налево в порядке перечисления и отделяют от основного обозначения знаком тире) Например: 70-180306, где 180306 – основное обозначение, 0 – класс точности, 7 – группа радиального зазора подшипника.

0, 1, 2, 3…9, Н – обозначение группы радиального зазора подшипников.

8, 0, 6, 5, 4, 2 – обозначение класса точности подшипников (указаны в порядке возрастания класса точности от низкого к высокому).

Справа от основного обозначения проставляют знаки, определяющие материалы деталей, конструктивные изменения, смазку, требования по уровню вибрации и специальные технические требования в следующей последовательности после основного обозначения подшипника (например 180210АС17, где 180210 – основное обозначение, А – обозначение подшипника повышенной грузоподъемности, С17 – обозначение вида смазки или 3612Н, где 3612 – основное обозначение, Н – обозначение конструкции подшипника роликового радиального сферического с кольцевой проточкой и отверстием для смазки):

  • А – обозначение подшипника повышенной грузоподъемности;
  • Н – обозначение конструкции подшипника:
    • радиального роликового сферического с кольцевой проточкой и  отверстием для смазки по ГОСТ 2721, ГОСТ 24696 и ГОСТ 24850;
    • радиального роликового с короткими цилиндрическими роликами без внутреннего или наружного колец по ГОСТ 5377;
    • упорного шарикового одинарного и двойного с размером диаметра отверстия свободного кольца, соответствующим международному стандарту ГОСТ 7872.
  • Материал деталей подшипника (цифры указывают на последующие исполнения):
    • Л, Л1… – сепаратор из латуни;
    • Е, Е1… – сепаратор из пластических материалов;
    • Б, Б1… – сепаратор из бронзы;
    • Д, Д1… – сепаратор из алюминиевых сплавов;
    • Г, Г1… – Сепаратор массивный из черных металлов (чугун, сталь, ферромагнитные сплавы и др.);
    • Ю, Ю1… – кольца и тела качения подшипника сделаны из нержавеющей стали;
    • Н, Н1… – кольца и тела качения подшипников изготовлены из модифицированной жаропрочной стали (кроме случаев когда буквой «Н» обозначены особенности конструкции подшипников, см. выше);
    • Р, Р1… – кольца и тела качения подшипников изготовлены из теплоустойчивой стали;
    • Х, Х1… – кольца и тела качения подшипников изготовлены их цементируемой стали;
    • Э, Э1… – детали подшипников из стали марки ШХ со специальными присадками (ванадий, кобальт и др.);
    • Я, Я1… – детали подшипников, изготовленные из редко применяемых материалов (твердых сплавов, керамики, стекла и др.).
  • К, К1… – обозначения конструктивных изменений. Для роликовых цилиндрических подшипников «К» обозначает стальной штампованный сепаратор;
  • М, М1… – обозначения модифицированного контакта с изменениями (применяется только для роликовых цилиндрических подшипников);
  • У, У1… –  обозначение специальных требований (ужесточенные требования по шероховатости, по точности вращения и т,д,);
  • Т, Т1…Т4– обозначение специальных требований к температуре отпуска деталей подшипника (160, 180, 200, 250, 300 0С  соответственно);
  • С, С1…С27 – обозначение видов смазочных материалов (применяется для подшипников закрытого типа);
  • Ш, Ш1…Ш5 – обозначение уровня вибрации подшипников (с возрастанием цифрового обозначения величина уровня вибрации уменьшается).